Проект №1

«Человек на Земле»
X Всероссийский конкурс учебно-исследовательскихэкологических проектов 2014–2015 г.г.

НОМИНАЦИЯ  № 1 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДНОГО КРАЯ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ
Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.

Проект
“Международная летняя лингво-экологическая образовательная программа «Савальские рассветы»


НП «Сохранение и развитие прихоперских территорий»
в партнерстве
НП «Содействие химическому  и экологическому образованию»
Хоперским государственным  природным заповедником
Администрацией Грибановского района Воронежской области

при участии  старшеклассников и студентов-первокурсников гг. Воронеж, Белгород, Иркутск, Ногинск Московской области


28 июня-12 июля 2014 год
Село Васильевка Грибановского района Воронежской области



        Авторский коллектив сложился в 2010 году в ходе подготовки и реализации  проекта «Русская выхухоль», целью которого было проведение образовательных программ краеведческого, учебно-практического и эколого-просветительского характера на территориях, сопредельных с территорией Хоперского государственного природного заповедника. Проект «Русская выхухоль» объединил  представителей органов государственной власти, бизнеса, некоммерческих организаций, специалистов  самого высокого уровня и различных сфер знаний  для работы с детьми малых городов и сельских  территорий в формате зимних и летних образовательных школ.
        «Международная летняя лингво-экологическая образовательная программа «Савальские рассветы» развивает проект «Русская выхухоль». От предыдущих летних школ ее отличает более глубокая исследовательская часть (естественнонаучная экспедиция «Семиречье»), профориентационный компонент (лекторий «Астрофизика», цикл «Профи»), а также объединение в одной программе занятий естественнонаучного и гуманитарного профиля. «Савальские  рассветы» - это социально-образовательный проект, цель которого - создание  общеразвивающей  и образовательной среды для подростков 11-17 лет для активного развития и применения общих и  предпрофессиональных компетенций, навыков межкультурного взаимодействия, совместного  выполнения общественно-полезных  и  творческих действий. На этапе  разработки программы  местом проведения был выбран стационарный летний оздоровительный лагерь, расположенный  в сосновом бору  на берегу живописной  реки Савала (правый приток реки Хопер, отсюда и название программы), в Грибановском районе Воронежской области, в 700 километрах  на  юго-восток от Москвы. События на Украине и ситуация с беженцами кардинально изменили планы, был сокращен срок программы (две недели вместо трех), количество участников, место проведения, но благодаря тщательной подготовке и готовности педагогов, экспертов работать в новых условиях  удалось сохранить содержание и выполнить практически  все  поставленные задачи.
        Главной  задачей в новых условиях стало  комплексное изучение биологических, историко-культурных, социально экономических ресурсов конкретной территории (сельская местность восточной части Воронежской области на границе  с Хоперским государственным природным заповедником, населенный пункт Васильевка) с точки зрения наличия факторов, определяющих экологическую комфортность среды,  обсуждение признаков  привлекательности местности для проведения социо–культурных и образовательных  программ как инструментов развития территории. В программе приняли участие представители трех возрастных групп (школьники и студенты 15-20 лет, аспиранты и преподаватели 20-35 лет, специалисты 50+), жители шести субъектов России (Иркутская, Воронежская, Белгородская, Московская, Нижегородская области, г. Москва), граждане трех государств: Российской Федерации, Швейцарии (Берн), США (штат Флорида). Полученные результаты естественнонаучных исследований, опыт межкультурного взаимодействия  и личные впечатления всех участников могут быть использованы при разработке конкретных действий, способствующих расширению интеллектуальной, социо -культурной, экономической платформы развития  территорий.

Программа Летней школы включала несколько блоков:

Естественнонаучная экспедиция «Семиречье»
, руководитель Р.В. Черничкин, аспирант Российского
государственного аграрного университета - МСХА имени К.А.Тимирязева)
Участники выполняли следующие задачи:
  • комплексное исследование местности и окружающей среды по различным параметрам: температура и влажность воздуха, скорость ветра, химический состав почвы, воды, уровень шума;
  • изучение понятия «водные экосистемы»;
  • знакомство с природными и искусственными  источниками  пресной воды (реки, пруды, родники, колодцы), практика подсчета расхода воды в поверхностных водотоках на территории проведения проекта;
  • практическое освоение методов определения  химического состава воды и почвы.


Для измерения уровня  шума использовался  ручной цифровой шумометр АТТ 9000. Для определения загрязнения воздуха диоксидом азота применялся  газоанализатор МГА 19,5А Измерение метеорологических параметров проводилось  с  использованием анемометра Kestrel 3500.


Пробы воды и воздуха отбирались в произвольных точках, которые фиксировались на картах с использованием GPS-навигаторов, а затем анализировались в стационарных условиях с использованием мобильных лабораторий с применением тест систем и методик, разработанных ООО «МедЭкоТест» (http://www.medecotest.ru/, МГУ имени М.В. Ломоносова).


Мониторинг почвенного покрова проводился по границам территории Хоперского заповедника и прилегающей  территории поселения. На первом этапе проводилось знакомство учащихся с основами почвенного мониторинга и методикой проведения работ. Затем на основании полученных данных производился отбор проб почвенного покрова с различной глубины и на различных участках территории с целью создания достоверной картины почвенных разностей на исследуемой территории. Пробы почв подверглись анализу по следующим параметрам: кислотность почвы, содержание азота нитратного, фосфора подвижного, марганца подвижного и хлоридов.

Данные проб  воды и почвы, а также результаты исследований каждый  участник экспедиции фиксировал в индивидуальном  «Полевом дневнике эколога», разработанного для программы «Савальские рассветы» коллективом авторов под руководством Тихоновой И.О, к.т.н., доцента кафедры промышленной экологии РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Полученная информация об исключительной роли воды в жизнеобеспечении животного и растительного мира были использованы участниками проекта в качестве аргументов во время дискуссии о необходимости и способах рационального использования грунтовых и поверхностных пресных вод в повседневной и хозяйственной деятельности человека. Показатели почвенных проб, взаимосвязь  качества почвы и  качества органических продуктов, выращенных на ней в естественных условиях, обсуждались  в контексте проблем здорового образа жизни  современного человека, моды  на здоровое  питание,  проблем продовольственной безопасности и глобального дефицита продовольствия.

Лекторий «Астрофизика», руководитель А.К. Киселев, начальника отдела информационных технологий  Нижегородского государственного педагогического университета, ставил задачу создания объемной картины окружающего мира и работал в следующих направлениях:
  • знакомство с основными способами определения ярких звезд и созвездий. Изучение явлений суточного движения неба, Солнца, Луны. Наблюдение планет.
  • знакомство с проблематикой солнечно-земных связей. Наблюдения Солнца. Выполнение экспериментов с солнечными батареями. Описание климатических особенностей в связи с широтным расположением.
  • приобретение навыков позиционирования и ориентирования. Работа с GPS-приборами, составление  карт привязки точек, в  том числе в связи с задачами  естественнонаучных исследований.
Занятия проводились в передвижном планетарии и под открытым небом с использованием телескопа в ночное и дневное время. Участники школы наблюдали восходящее солнце из точки, где открывается восточный горизонт. Для  практики пользования GPS-приборами была организована учебная игра геокешинг. Во время практических занятий для получения и обмена информацией и регистрации данных использовались нетбуки для построения карт проекта в формате MindMap. Полученные знания способствовали созданию объемной картины мира,  пониманию связей локальных, планетарных и космических явлений, одновременной хрупкости и силе, уникальности  биологических процессов, происходящих вокруг нас.

Курс английского и немецкого языков
в формате ежедневных занятий и неограниченного бытового общения предоставил участникам программы возможность значительно расширить лексический запас  по темам:
Человек: чувства, эмоции, действия (Human being: physical and mental state, feelings, emotions, actions)
Вселенная:  солнечная система, планета Земля, материки и океаны, ландшафты (The Universe: Solar system The Globe, the lands and oceans)
Природа:  флора, фауна, экосистемы (The Nature: Flora, fauna, ecological systems, biodiversity)
Социум: люди, общество, семья (Peoples, Society, Communities, Family)
Культура, искусство, ремесла (Arts, Literature, Crafts, Music)
Спорт,  игры (Sports, Games)
Мультикультурное участие  во всех мероприятиях программы,  совместные выходы на реку, в поле, лес,  создавало определенный фон «хозяйского», ответственного отношения к природе, общению с людьми, давало возможность по новому взглянуть на привычные вещи,  сопоставить свое мнение на события и факты  с мнением других участников, задуматься о шкале ценностей россиян и людей, представляющих  евроамериканскую культуру. Эта часть программы важна для развития  гражданской позиции, преемственности и уважения к  историческому и культурному наследию своего народа.   Интенсивность практических занятий с носителями языка  позволили старшеклассникам составить  аннотации к материалам естественнонаучной экспедиции на английском и немецком языках:

According to the program of lingual-ecological school “Savala sunrises” the group of students conducted a complex research of ecological status of the area in which the camp was located. This research included several parts: analysis of water and soil condition, determination of the degree of air pollution, measurement of the noise level and observation of weather conditions. Some of these parameters were recorded into the special “diary of ecologist” at the exact time of detection and some samples were analyzed later at a stationary laboratory. The research was carried out with the help of teachers and volunteers. On the basis of collected data students made a conclusion about the ecological state of the place.

Wir habe eine Ecoproject im DorfVasilevka.In unsere Gruppe war die Schuler fon15 bis 17 Jahre alt aus verschidene Platze von Russland und 5 Lehrer:zwei Amerikaner, eine Schweizerin und zwei Russen. Unsere Ziel war verschidene Arbeit mit Erde, Wasser und Veter machen.Fur diese, wir habe spezielle Tools genehmen.diese ganze Material wir habe in unsere Bucher geschrieben.Und etwas aus diese Arbeit wir habe verstehen.


Культурные и спортивные мероприятия, кулинарные мастер классы и этнографические наблюдения   стали  важным дополнением к программе и источником нового жизненного  опыта. В  рамках этнографических наблюдений участники изучали быт, обустройство, архитектуру строений сельского поселения Васильевка. Летняя школа проводилась на базе двух деревенских домов, сложенных из дубовых бревен и обмазанных глиной, которые послужили наглядным примером экологически чистого рационального с точки зрения использования природных материалов типа жилища. Участники школы самостоятельно обеспечивали свой быт: набирали воду из колодца, готовили еду, топили баню, кипятили старинный самовар и др.
Еда готовилась по местным и национальным традициям. Иностранные участники делились своими национальными рецептами и устраивали, например, день швейцарской кухни. Один из вечеров был посвящен приготовлению русских пирогов,  мастер класс по приготовлению традиционных начинок и лепке пирогов стал  прекрасным тренингом на командообразование и сплочение. Русским участникам программы постоянно приходилось рассказывать иностранным гостям об особенностях деревенского быта, традициях, культурных обычаях. Это помогало фокусировать внимание на том, что в  повседневной жизни кажется нам незначительным, а для городских молодых жителей и вовсе незнакомым.7 июля было организовано празднование дня Ивана Купалы, поздним вечером все  пошли к водоему (Барскому пруду), где пускали свечи, обливались водой, рассказывали  об истории этого праздника.
4 июля в День независимости США американские участники рассказывали о традициях празднования Дня независимости, вечером все обрались возле костра и  пели песни на английском, немецком и русском языках. В заключительный день при участии местных жителей был организован музыкальный праздник, на котором звучал баян, традиционные русские песни и песни донских казаков, а педагог из Швейцарии, которая накануне Летней школы путешествовала по Монголии, сыграла на   национальном  монгольском инструменте моринхуур.

Результаты исследований проведенных во время естественнонаучной экспедиции «Семиречье» представлены в Приложении № 1, материалы программы опубликованы в открытых интернет - источниках.

Несмотря  на изменение условий проведения программы, достигнуты  большинство  предполагаемых  результатов:
  • Оздоровительный эффект (ходьба босиком, плавание, спортивные игры  на свежем воздухе,  питание натуральными сезонными  продуктами,  пешие походы)
  • Углубленные знания школьников по естественнонаучным предметам, английскому языку и немецкому языку, привитие навыков экологического мышления, межкультурной коммуникации;
  • Знакомство  с востребованными  и эксклюзивными профессиями;
  • Видео/фото материалы, отчеты, презентации  на русском, английском, немецком языках
  • «Традиционные и современные энергосберегающие материалы и  технологии»; 
  • Приобретение созидательного и позитивного жизненного опыта.

Выводы
Академик А.П. Капринский писал: «Вода — это не просто минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства; вода - это действенный проводник культуры, это та живая кровь, которая создаёт жизнь».
В.В. Докучаев, ученый почвовед утверждал: «Нет цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь нашего  русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России».
Участники проекта сделали  важный вывод –  в природе все взаимосвязано,   чистые вода, почва, воздух рождают  чистые продукты, которые питают  здоровое тело, в здоровом теле рождается здоровый дух. Ежедневно и ежечасно соприкасаясь с природой, мы испытали благодарность и уважение к ее стойкости и щедрости, способности изо дня в день неустанно  воспроизводит наш хлеб насущный, красоту и гармонию, в надежде, что  человек  благоразумно сохранит свою колыбель.

Проведенные комплексные исследования, анализ проб воды, почвы, других внешних факторов, зафиксированные в Полевом дневнике эколога, сложились в некий  экологический паспорт местности. На основании  этих данных можно выдвинуть предположение о благоприятной, экологически комфортной среде исследуемой территории. Насыщенная учебная программа, яркие события, сближение трех культур и языков на почве совместной работы, отдыха, заинтересованное общение  и солидарность молодых  сельчан и  городских гостей на футбольном поле говорит о  значительном социо – культурном потенциале территории. “Международная летняя лингво-экологическая образовательная программа «Савальские рассветы»  представляет собой некий социальный форсайт и дает  возможность по-новому оценить  возможности и точки роста сельских территорий Черноземья.

Программа действий
Обеспечить условия для  развития   лингво-экологического направления летних школ через укрепление  партнерства со всеми заинтересованными  сторонниками современного результативного личностно ориентированного  образовательного процесса.


Список использованных интернет-ресурсов:


Организаторы 
Международной летней лингво-экологической программы «Савальские рассветы» выражают глубокую благодарность всем, кто верил и способствовал ее успешному осуществлению и  выражают надежду на востребованность полученных результатов.  


Приложение № 1
Отчет о работе «Естественнонаучной экспедиции « Семиречье»
Международной летней лингво-экологической программы «Савальские рассветы»


Программа  естественнонаучных экспедиций  включала лабораторно-практические занятия по методам полевых исследований, химическим методам анализа с использованием мобильных колориметрических тест-систем. Данные системы позволяют определять различные компоненты и параметры в питьевых, природных и очищенных сточных водах, а также показатели и концентрации отдельных ионов в почвах. В первом цикле занятий проходило знакомство с возможностями мобильных тест-систем при исследовании природных вод. В нашем распоряжении имелись лабораторное оборудование и реагенты тест-систем, необходимых для колориметрического определения:
  • цветности;
  • мутности;
  • рН;
  • перманганатной окисляемости;
  • жесткости;
  • нитрат-ионов;
  • хлорид-ионов;
  • общего железа.
Все результаты и наблюдения при проведении исследований заносились в Полевой дневник эколога. В качестве образцов для анализа использовались природные и бутилированные воды. Дистиллированная вода также подверглась лабораторным испытаниям и служила фоном при проведении исследований. Каждой пробе вод присваивался индивидуальный номер и название, а также проводилась географическая привязка пробы к сетке координат.
В проведенной работе анализировались следующие образцы:
Вода дистиллированная
  1. Проба воды из колодца
  2. Проба воды бутилированной марки «Липецкая»
  3. Проба воды из родника питающего Барский пруд
  4. Проба воды из Барского пруда
  5. Проба воды из реки Карачан
  6. Проба воды из реки Хопер.
На основании полученных данных была составлена обобщенная таблица результатов исследований. Вода одного  из источников (колодец) исследовалась  по аналогичным  показателям в августе 2010 году  во время  проекта «Русская выхухоль» с использованием  тест-систем мобильной лаборатории, предоставленной СЮН г. Новохоперска Воронежской области. Данные за 2010 приведены в Таблице №1. Разница  в показателях может быть объяснена 
а) засушливым летом 2010 года и низким  уровнем  водоносного слоя, которые питают местные колодцы ( глубина примерно 13-15 метров)  б)  в декабре 2013 года колодец был полностью осушен,   капитально прочищен  и освобождены подземные родники. Для более удобного восприятия массива полученных материалов наряду с таблицей были составлены гистограммы по каждому из определяемых параметров для различных вод.